под покровом лжи. о манипуляциях общественным мнением

Российские политики, политологи и журналисты нередко связывают выборы с разнообразными манипуляциями, воздействующими в первую очередь на общественное мнение и на изменение политического поведения граждан. Основания для такого подхода, безусловно, имеются: можно с уверенностью утверждать, что без манипуляций общественным мнением не обошлись ни одни выборы последних лет федерального, регионального и местного уровней последних лет. В России уже сложились определенные закономерности манипуляций общественным мнением в ходе избирательных кампаний.

Манипуляции и избирательные технологии

Манипуляциями обычно называют действия, направленные на изменение и формирование политического поведения граждан в интересах тех или иных политических структур, но действия скрытые как от самих объектов манипуляций, то есть граждан, на которых они направлены, так и от общественности, как носителя некоторых обобщенных мнений и оценок различных социальных групп, в том числе элитных.

В избирательных технологиях и вообще в политической практике манипуляция означает не просто действия, вынуждающие граждан к тому или иному политическому поведению. Манипуляция в политике – это всегда действия, полностью или частично скрытые от граждан, направленные на формирование у них не полностью осознаваемых, а иногда и вообще не осознаваемых политических мотивов, потребностей, стереотипов и установок. И в этом своем качестве манипуляция должна оцениваться негативно, поскольку она препятствует осознанному осуществлению гражданами своих прав и полномочий в сфере публичной политики. В частности, на выборах манипуляции всегда препятствуют осознанному и рациональному голосованию избирателей. Широкое распространение манипуляций в избирательных кампаниях, возможно, и приводит к результатам, хорошо известным российским социологам: доля рационально голосующих избирателей невелика и в последние годы не имеет тенденции к увеличению.

К профессионалам в области манипулирования относятся некоторые политики, которые из любых встреч со своими потенциальными избирателями умеют извлекать дополнительные возможности для собственной электоральной поддержки. Зачастую считают, что такие политики обладают значительными харизматическими способностями, то есть имеют авторитет, основанный исключительно на тех или иных качествах личности. Их манипуляции настолько распространены на выборах всех уровней, что избиратели уже начинают сомневаться в кандидатах, у которых слишком много достоинств и слишком мало недостатков. В этом случае политтехнологам приходится демонстрировать в ходе кампании именно недостатки, а не достоинства своих кандидатов. Тем самым манипулятивный характер избирательных технологий только усиливается: у избирателей, членов избирательных комиссий, кандидатов, журналистов и других участников выборов формируются и поддерживаются представления о том, что любое применение избирательных технологий неизбежно ведет к манипуляциям массовым сознанием.

С манипуляциями, тем не менее, можно бороться. Помимо имиджевых избирательных технологий существуют технологии так называемого деятельностного типа, направленные на представление избирателям конкретных программ деятельности кандидатов после их избрания. В этих случаях победа на выборах становится не самоцелью, а средством достижения общественно значимых целей, ясных и понятных большинству избирателей. Поэтому технологии деятельностного типа скорее побуждают избирателей к сознательному выбору своих кандидатов, чем технологии имиджевого типа. Осознанный, рациональный выбор во многом снижает эффективность манипуляций. Как известно, избиратели, склонные к рациональному выбору, мало подвержены действию рекламы и практически не меняют своих предпочтений в ходе кампаний. Можно надеяться, что на таких рациональных избирателей манипуляции почти не действуют или действуют крайне слабо.

Когда избиратель осознает, какие действия направлены на него и как они производятся, эффективность манипуляции резко снижается. Этот подход можно считать основным направлением борьбы с манипуляциями на выборах и в политике вообще: необходимо делать явными методы и последствия манипулирования, тогда его воздействие на граждан заметно падает. В то же время следует признать, что трудности в борьбе с манипуляциями в избирательных кампаниях весьма велики.