Российские политики хорошо усвоили принципы демократической легитимации власти: никто из них на словах никогда не пытается обосновать свое право на власть иначе, чем через победу на выборах. Но выборы несут в себе определенный элемент непредсказуемости, и потому российские политики, понимая отсутствие у них подавляющих преимуществ перед своими конкурентами, постоянно ищут способы получить власть в обход выборов. Их не смущает обоснование своего права на власть через проведение выборов с манипуляциями и фальсификациями. Слабость гражданского общества в России воспринимается ими как возможность реализовать без особых препятствий такие выборные процедуры и итоги голосований, которые им выгодны.
Поиски заменителя такого дорогого и не всегда предсказуемого для российских политиков средства легитимации власти, как выборы, ведутся ими в разных направлениях. В последнее время политики стараются определиться с результатами выборов, как на федеральном, так и на региональном уровнях задолго до их проведения и даже до их официального объявления. На основе конфиденциальных договоренностей федеральной и региональных элит составляются списки кандидатов и распределяются ресурсы, которые будут им доступны в ходе кампании. К примеру, многие губернаторы с большим или меньшим успехом добиваются выгодных для себя переносов сроков выборов, возможности баллотироваться на третий срок и т.п. После официального назначения даты выборов списки потенциальных кандидатов часто корректируются – одним отказывают в регистрации, других снимают и т.п. При кажущейся законности всех перечисленных действий они чаще всего оказываются манипуляциями, поскольку применяются выборочно к тем или иным кандидатам. Как правило, целями таких действий является снятие с дистанции наиболее сильных конкурентов, которые могли бы оказать серьезное сопротивление заранее определенному победителю. Средства массовой информации (причем не только региональные, но зачастую и федеральные, вовлекаемые таким образом в избирательные кампании), безусловно, дают мифологические объяснения этим ситуациям. В результате формируется общественное мнение, не принимающее нарушений на выборах, допущенных снятыми с них кандидатами, и все демократические процедуры формально соблюдаются, а действия власти поддерживаются общественностью. Последующие избирательные кампании уже не имеют столь большого значения для определения победителя: ему уже никто не сможет составить реальной конкуренции.
Самой яркой победой такого рода технологий на региональных выборах, по-видимому, можно считать недавнее переизбрание Егора Строева губернатором Орловской области на третий срок полномочий. Здесь формально были соблюдены все требования закона, но самых сильных оппонентов действующего губернатора областная комиссия отстранила от выборов, хотя их шансы были невелики. Жители области фактически не имели альтернативы, и Строев получил более 90% голосов избирателей.