неравные права на агитацию

При обсуждении рамочного закона мало кто обратил внимание на диспозитивную норму, разрешающую предоставление партиям и блокам, выдвинувшим кандидатов, дополнительного бесплатного эфирного времени и дополнительной бесплатной печатной площади (пункт 7 статьи 51 и пункт 3 статьи 52). В проекте данная норма реализована в пункте 5 статьи 52 и пункте 5 статьи 53.

Указанные пункты предусматривают, что кандидаты, выдвинутые партиями и блоками, получают для своей агитации больше бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, чем независимые кандидаты. Нетрудно подсчитать, что если партийных и независимых кандидатов будет равное количество, партийные кандидаты получат в 3 раза больше бесплатной печатной площади, в 2 раза больше суммарного бесплатного эфирного времени (и при этом в 5 раз больше бесплатного времени для индивидуальных выступлений). Даже если независимых кандидатов будет всего четвертая часть от общего числа кандидатов, различия останутся существенными: партийные кандидаты получат в 2,3 раза больше бесплатной печатной площади, в 1,7 раза больше суммарного бесплатного эфирного времени (и при этом в 3,7 раза больше бесплатного времени для индивидуальных выступлений).

Примечательно, что об этой, пожалуй, самой революционной новелле, предусматривающей отказ от принципов, которыми законодатели руководствовались начиная с 1991 года, в пояснительной записке ничего не говорится.

Мнение авторов законопроекта по этому вопросу отражено в ответах Центризбиркома на вопросы, поступившие от президента Фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова: Правовые условия выдвижения, регистрации, проведения агитации, финансирования, выбытия из избирательной кампании различны для кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, и независимых кандидатов. Из принципа равенства не вытекает установление единых правовых условий участия в выборах кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, и независимых кандидатов. Важно, чтобы соответствующие правовые условия применялись на равных основаниях ко всем кандидатам, которым они предписаны… Указанное положение является одним из видов государственной поддержки организованных участников избирательного процесса (политических партий) в целях стимулирования их участия в выборах .

Здесь, на наш взгляд, смешаны две абсолютно разные ситуации. Что касается выдвижения и регистрации, то можно согласиться с Центризбиркомом в том, что для этих процессов правовые условия могут быть разными в отношении партийных и независимых кандидатов. У гражданина, желающего стать кандидатом, есть выбор – выдвигаться от партии или путем самовыдвижения. Нельзя утверждать, что пройти процедуру выдвижения от партии легче, чем собрать подписи избирателей, как нельзя утверждать и обратное. Это просто разные процедуры. Таким образом, здесь нет нарушения принципа равенства. Но после того, как закончился процесс регистрации кандидатов, предоставление кандидатам разных (причем количественно разных) условий для проведения агитации есть прямое нарушение принципа равенства.

Предоставление кандидатам неравных возможностей для агитации нарушает и права избирателей, поскольку им таким образом навязываются определенный кандидаты.

Уверен, что в случае принятия данных норм они будут оспорены в Конституционном суде РФ.