заключительные замечания

Есть еще ряд мелких претензий к проекту закона о выборах Президента, многие из которых относятся и к проекту закона о выборах депутатов Государственной Думы.

При подготовке рамочного закона удалось добиться, чтобы список оснований для отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) и отмены их регистрации был исчерпывающим. Этот отрадный факт, однако, еще не привел к закреплению общего принципа: делать исчерпывающим любой список оснований для отказа. Так, в проекте закона о выборах Президента иные нарушения закона присутствуют в качестве оснований для отказа в регистрации избирательного блока, уполномоченных представителей партии или блока, инициативной группы избирателей.

В принятом в первом чтении проекте рамочного закона присутствовала норма, разрешающая оказывать консультационные и информационные услуги только тем гражданам и организациям, которые заранее опубликовали свои расценки. Эта норма была отвергнута депутатами при подготовке проекта к третьему чтению. Теперь в проектах законов о выборах депутатов Государственной Думы и Президента предлагается аналогичная норма, но в отношении полиграфических услуг. Кому-то очень хочется зарегулировать все, даже то, что в подобной регуляции не нуждается.

В проектах законов о выборах депутатов Государственной Думы и Президента часто встречаются ограничения, не предусмотренные рамочным законом. Так, проект закона о выборах Президента запрещает доверенным лицам быть членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Многие из отмеченных в настоящей статье недостатков, вероятно, могут быть исправлены при подготовке проекта ко второму чтению. Некоторый оптимизм в этом отношении вселяют результаты деятельности рабочей группы по проекту Федерального закона О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации . В то же время все более очевидной становится необходимость внесения изменений и в недавно принятый рамочный закон. (Нелишне напомнить, что 20 сентября в этот закон, вступивший в силу 26 июня, уже было внесено одно изменение – в связи с внесением изменений в Федеральный конституционный закон О референдуме Российской Федерации . Но более важные поправки все еще ждут своего часа.)

Анализируя работу над федеральным избирательным законодательством, можно сделать еще один вывод. Очевидно, сложившаяся практика раздельного рассмотрения разных федеральных законов о выборах не оправдывает себя. По-видимому, необходимо в ближайшее время начинать работу над Избирательным кодексом.