движущая сила реформ

Однако пока в России по-прежнему властвует бесконтрольная и закрытая от общества бюрократия, превращающая реформы в пиар-акции. Огромные возможности страны по-прежнему блокируются громоздким и неэффективным аппаратом. Отрыв власти от общества перерастает в отчуждение в условиях нарастания волокиты, формализма и имитации в решении важных для людей вопросов и проблем.

Неэффективность работы служащих компенсируется увеличением аппарата. Сегодня его размеры превосходят советскую и партийную бюрократию прежних времен вместе взятую. Поскольку каждый орган госаппарата претендует на особую зону деятельности, расширяется вмешательство госслужащих в хозяйственные и социальные процессы. К тому же постоянное недофинансирование толкает министерства, ведомства и их подразделения на поиски дополнительных источников привлечения средств. Это порождает борьбу с другими ведомствами за источники ренты: лицензионные сборы, распределение бюджетных ресурсов и оказание дополнительных платных услуг. При этом привлечение средств может происходить открыто, как это было в таможне, налоговой полиции, МВД и Генпрокуратуре. Но чаще ведомства уходят в тень аффилированных государственных или даже частных предприятий, которые специализируются на такого рода услугах.

Подобная организация работы госаппарата способствует коррупции – непрозрачности и закрытости власти, вседозволенности и бесконтрольности государственных чиновников, ограничивающих свободы человека.

В России по-старому верховенствует не право, а конъюнктурная целесообразность, ведомственные и административные подзаконные акты, действуют двойные стандарты в государственной политике, судах, прокураторе, таможне, налоговых органах, милиции, армии, местном самоуправлении.

При этом любые административные барьеры преодолеваются взятками. По оценкам Фонда “Информатика для демократии” (“ИНДЕМ”), на взятки в России ежегодно тратятся 37 миллиардов долларов. Почти столько же составляет доходная часть годового бюджета страны. Главный вывод проведенного Фондом исследования “Диагностика российской коррупции” прост: Россия капитулировала перед коррупцией, которая стала органичной, естественной частью нашей социальной жизни, общество фактически сдалось перед данным социально-политическим феноменом и не в состоянии ему противостоять.

Всевластие бюрократии, правовой произвол, сращивание власти и собственности, государства и бизнеса ведут ко все большей криминализации общества и государства, вытеснению “в тень” различных сфер общественных отношений. Факты убедительно свидетельствуют, что теневая политика, теневая экономика и теневой бизнес дополняются сегодня уже и теневой социальной сферой – теневым здравоохранением и образованием, теневой культурой и даже теневой церковью.

Все это препятствует осуществлению необходимых преобразований, нарушает права и свободы человека, мешает России стать сильной и конкурентоспособной в мировом сообществе. Отрадно, что нынешняя российская власть на уровне высшего руководства осознает эти проблемы. Об этом свидетельствует Послание Президента Российской Федерации, с которым Владимир Путин обратился к Федеральному собранию 18 апреля 2002 года. В нем поставлена задача совершенствования работы государственного аппарата в направлении повышения его эффективности. Для этого предлагается, во-первых, модернизировать систему исполнительной власти в целом, во-вторых, внедрить эффективную и четкую технологию разработки, принятия и исполнения решений, в-третьих, провести анализ ныне реализуемых государственных функций и сохранить только необходимые.

Представляется, что реализовать поставленные задачи невозможно только силами самого госаппарата. Для этого требуется в первую очередь поставить государство под контроль общества, изменить природу их взаимоотношений.

В самом деле, мотивация российского служащего – результат определенной, формировавшейся веками системы. Суть ее в безусловном приоритете государства по отношению к личности. В России всегда считалось, что прочность и сила государства обеспечивается не развитием прав и свобод человека, не благосостоянием и благополучием людей, а за их счет. Именно это формирует мотивацию и поведение государственного служащего. Он становится коррупционером не из-за низких должностных окладов (они, как свидетельствует история государства Российского, бывали и высокими), а в силу того, что при данной системе чиновники выводятся за рамки правовой и экономической ответственности.

В условиях, когда госслужащие выведены из-под общественного контроля, когда контроль осуществляется только внутри самой бюрократической системы, когда чиновник, а не свободная и ответственная личность, является главной опорой государства, само наказание служащего за злоупотребление властью и коррупцию выступает не как объективная неотвратимость, а как случайность и отступление от правил политической системы. Такая безответственная и безнравственная практика будет воспроизводиться до тех пор, пока бюрократия сохраняет свое монопольное право не отвечать за свои решения и действия. Поэтому необходимо вывести государство из “тени”, поставив его под публичный контроль граждан. Тем самым будет преодолена старая российская традиция всевластия и безответственности бюрократии, постоянно воспроизводящей морально ущербное и неэффективное государство.

До тех пор, пока само гражданское общество не самоопределится и не раскроет свой созидательный потенциал, российское государство будет оставаться безответственным, теневым и неэффективным. Вот почему именно активная борьба граждан за свои права и свободы, за демократические и правовые институты государства является движущей силой совершенствования самого гражданского общества и реформирования власти.

Таким образом, важнейший путь преодоления безответственного и неэффективного бюрократизма – развитие гражданского самоуправления. Именно самоуправляющиеся социальные институты могут послужить действенным механизмом резкого сокращения функций государства, ограничения круга его задач, сужения осуществляемых полномочий. Взамен громоздкой, неэффективной, негибкой иерархической системы государственного управления всем и вся должно прийти гражданское самоуправление.

Чтобы по-настоящему, а не формально раскрыть созидательный потенциал человеческой личности, российское общество должно, наконец, преодолеть вековой барьер самовластия государства. Гражданское общество должно, во-первых, поставить российское государство под свой контроль, во-вторых, заставить его соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, в-третьих, активно развивать самоуправление.

Только сделав государство подконтрольным и существенно ограничив его функции с помощью самоуправления граждан, можно преодолеть диктат бюрократизма. Именно такая власть действительно, а не декларативно будет исходить от народа, осуществляться народом и в интересах народа. Все это гражданское общество должно реализовать с помощью демократических, правовых и федеративных инструментов.

За последнее десятилетие в России созданы определенные предпосылки для становления демократического правового государства и рыночной экономики. Но, самое главное, начали формироваться социальные слои свободных и инициативных людей, способных самостоятельно решать свои жизненные задачи, активно и созидательно трудиться. Именно такие самоуправляющиеся, свободные и ответственные личности являются сегодня движущей силой развития гражданского общества в нашей стране. И таких инициативных и ответственных людей, как показывают исследования, с каждым годом становится все больше.

Итак, главная задача реформирования России – ее дебюрократизация, основной движущей силой которой должно выступить гражданское общество. В первую очередь оно должно поставить государственную власть под публичный гражданский контроль. Во-вторых, с помощью этого контроля заставить власть соблюдать и защищать права и свободы человека. В-третьих, активно участвовать в управлении государством и местном самоуправлении. В-четвертых, институты гражданского общества сами обязаны работать гласно, открыто и публично.