неотклоняемая вертикаль

Одной из главных новаций, предложенных Центризбиркомом, стала так называемая вертикаль избирательных комиссий. Было предложено формировать окружные, территориальные и участковые комиссии вышестоящими избирательными комиссиями и назначать председателей этих комиссий “сверху”. Для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предложен более мягкий порядок: обязательное включение в эти комиссии двух членов по представлению вышестоящей комиссии (соответственно Центризбиркома и комиссии субъекта РФ) и избрание этими комиссиями председателя опять-таки по представлению “сверху”.

Нельзя сказать, что вертикаль – совсем новая идея. По сути, это возврат к нормам положений 1993 г., согласно которым Центризбирком формировал окружные комиссии и назначал председателей этих комиссий. Кроме того, до 1997 г. в некоторых субъектах РФ (например, в Москве) на региональных выборах окружные комиссии формировались комиссией субъекта.

Необходимость “вертикализации” Центризбирком мотивировал желанием сделать избирательные комиссии более независимыми от местных органов власти. При этом, однако, разработчики проекта прошли мимо одного очевидного способа достижения этой цели. В проекте предлагалось сохранить действовавший с 1994 г. порядок формирования избирательных комиссий субъектов РФ исполнительной и представительной властью субъекта на паритетных началах. Такой порядок возник в условиях противостояния властей, и в настоящее время назначение половины членов избирательной комиссии единолично губернатором (то есть лицом, чьи перевыборы эта комиссия организует) остается одной из наиболее недемократичных норм избирательного законодательства. Предложение отказаться от этой нормы звучало,3 но не было воспринято в Центризбиркоме. Рабочая группа поддержала поправки, внесенные рядом депутатов от “Яблока”, и в подготовленном этой группой проекте было предложено формировать избирательные комиссии субъектов только законодательными органами. Центризбирком с этим предложением не согласился. Первоначально Комитет по государственному строительству поддержал решение рабочей группы. Однако представители центристских фракций при поддержке Центризбиркома заставили Комитет вернуться к этому вопросу, и вариант, принятый в первом чтении, был восстановлен. При этом один из главных аргументов ЦИК состоял в угрозе вето со стороны Совета Федерации. На пленарном заседании депутат от СПС Борис Надеждин пытался отстоять решение рабочей группы, но за эту поправку проголосовали всего 138 депутатов.

Что касается предложений Центризбиркома, то наиболее негативную реакцию вызвала идея назначения председателей избиркомов. Поправки, предлагающие отвергнуть эту новеллу, поступили от законодательных органов 10 субъектов РФ и многих депутатов, представляющих большинство депутатских объединений. В результате рабочая группа решила оставить существующий порядок избрания председателей.

Группа также предложила отказаться от обязательного назначения членов комиссий субъекта РФ и муниципального образования по предложению вышестоящих комиссий, сохранив за вышестоящими комиссиями право предлагать кандидатуры. А вот формирование окружных, территориальных и участковых комиссий “сверху” было сразу поддержано.

Однако Центризбирком не согласился с решениями рабочей группы и на заседании Комитета настоял на восстановлении норм, принятых в первом чтении. Единственная уступка со стороны ЦИК состояла в том, что она отказалась от прямого назначения председателя комиссии субъекта РФ в том случае, если комиссия отвергнет две предложенные кандидатуры. На остальные уступки А.Вешняков идти категорически отказался. На пленарном заседании депутат от КПРФ Александр Шульга пытался оспорить право вышестоящих комиссий назначать или представлять кандидатуры председателей, но его поправки получили поддержку лишь от 112 до 173 депутатов.

В то же время Центризбирком пошел навстречу пожеланиям партий и согласился увеличить партийную квоту в избирательных комиссиях с одной трети до половины. Это означает, что при наличии шести парламентских партий в комиссии численностью не менее 11 членов должны попадать представители всех этих партий. При формировании комиссий с меньшей численностью у формирующего органа остается возможность отбирать представителей более лояльных партий.