активная защита пассивного права

Конфликтные ситуации, связанные с отказом в регистрации кандидата или с отменой его регистрации, были неизбежным спутником всех избирательных кампаний, начиная с 1989 года. Попытки ограничить произвол избирательных комиссий в этом вопросе предпринимались, но не давали желаемого эффекта. В 1997 г. в “рамочном” законе были записаны перечни оснований для отказа в регистрации и для отмены регистрации. Однако эти перечни, во-первых, не были исчерпывающими, во-вторых, они были довольно широкими, а в-третьих, изобиловали неоднозначно понимаемыми формулировками типа “существенный характер нарушений”. Ситуация осложнялась тем, что избирательные комиссии, в отличие от суда, не связаны жестким регламентом рассмотрения вопросов и зачастую принимают решения, не выслушав обвиняемую сторону, не установив достоверно факт нарушения или степень виновности в нем кандидата.

Тем не менее до последнего времени законодатели и общественность не обращали достаточного внимания на эти обстоятельства. Ситуация изменилась, когда жертвами стали крупные фигуры: Владимир Жириновский, Альберт Макашов, Александр Руцкой. Однако в проекте была предпринята лишь робкая попытка изменить положение. Перечень оснований для отказа в регистрации (но не для отмены регистрации) был сделан исчерпывающим. Право избиркомов снимать кандидатов ограничено периодом не позднее 15 дней до дня голосования, а судов – не позднее 3 дней до дня голосования.

В то же время в проекте было предложено сделать норму о предоставлении кандидатами сведений о доходах и имуществе не факультативной, а обязательной, и при этом значительно увеличить объем предоставляемых кандидатом сведений об имуществе. При сохранении права отказывать в регистрации из-за недостоверности таких сведений (и учитывая нынешнюю неразбериху с учетом имущества) число конфликтов, связанных с отказом в регистрации, должно было неизбежно возрасти.

Постановление Конституционного Суда от 15 января 2002 г.,5 определившее, что незаконный отказ в регистрации может служить основанием для отмены результатов выборов, на многих подействовало отрезвляюще. Другое постановление Конституционного Суда (от 25 декабря 2001 г.),6 восстановившее право на кассацию судебных решений об отмене регистрации, заставило пересматривать сроки таких решений.

В итоге нормы, касающиеся отказа в регистрации и отмены регистрации, претерпели существенные изменения. Перечни оснований для отказа в регистрации и отмены регистрации были сокращены. Из них изъяты, во-первых, нарушения порядка агитации (кроме нарушений п. 2 ст. 29 Конституции РФ), во-вторых, недостоверность сведений о доходах и имуществе (при выявлении такой недостоверности избирательная комиссия просто обязана довести этот факт до сведения избирателей)7. Кроме того, перечень оснований для отмены регистрации стал исчерпывающим.

Еще более радикальные изменения коснулись порядка отмены регистрации. Теперь это может сделать только суд – ни комиссия, зарегистрировавшая кандидата, ни вышестоящая комиссия не могут отменить решение о регистрации, даже если обнаружат, что оно было принято по ошибке или с нарушением закона. Круг лиц, которые могут обращаться в суд с таким заявлением, ограничен избирательными комиссиями и кандидатами.

Острые споры возникли вокруг сроков отмены регистрации. С учетом возможности кассации СПС и “Яблоко” добивались установления таких сроков, чтобы кассационная инстанция могла принять решение до дня голосования. Рабочая группа решила ограничить срок подачи заявлений об отмене регистрации 8 днями до дня голосования, но Комитет по государственному строительству по требованию Центризбиркома снизил этот срок до 5 дней. Однако после категоричных заявлений СПС и “Яблока” А.Вешняков на пленарном заседании поддержал компромиссную поправку, согласно которой заявление об отмене регистрации должно быть подано не позднее чем за 8 дней до дня голосования, а решение суда первой инстанции должно быть принято не позднее чем за 5 дней. Эта поправка была поддержана депутатами. Теперь необходимо внести в Гражданско-процессуальный кодекс изменения, обеспечивающие ускоренные решения кассационной инстанции.