В истории любого народа когда-нибудь неизбежно наступает такое время, что становится неизбежным существенное изменение во всём строе его жизни. И тогда представляются возможным два выхода: реформа или революция. Французская революция долгое время будоражила Европу своими идеями, революционным порывом огромного народа и явилась поводом к размышлениям и активным действиям многих людей и сообществ на протяжении целого века.

В ходе исследования было выявлено, что революция конца XVIII в. во Франции прошла два основных этапа:

1. Либеральный (1789-1792 гг.) - время Генеральных штатов, Учредительного национального и Законодательного собраний во Франции. Эти органы выработали первую в истории Европы писаную конституцию, юридически оформившую конституционную монархию, провозгласили первую в истории страны республику и провели ряд важнейших социально – экономических преобразований, которые обеспечили межформационный переход феодальной Франции к рыночным буржуазным отношениям.

2. Радикальный период (1792-1794 гг. ) - время законодательной и исполнительной деятельности жирондистского и якобинского Законодательных собраний, Конвентов и Комитетов общественной безопасности, которые возглавили ведение войны в Европе, сначала ради обороны своей страны, а затем с целью территориальных захватов; они организовали массовый террор, вовлекая в политику всё более широкие слои французского общества.

При термидорианцах «Старый порядок» во Франции был окончательно разрушен. Они реализовали главный лозунг французская революция «Свобода, равенство, братство», причём «братство» в период правления Директории был трансформирован в теорию и практику французского национализма.

Термидорианцы окончательно закрепили в стране институт гражданства. Свободу и равенство в стране они закрепили исключительно как свободу и равенство собственников. Тем не менее, термидорианцам, как и их предшественникам - жирондистам и якобинцам, так и не удалось создать стабильного правительства; их деятельность не вышла за пределы тоталитарной демократии. В целом, правление Директории во Франции было 4-х летним периодом нерешительной политики, заговоров и переворотов. Внутреннюю и внешнюю политику новой власти во Франции принято оценивать в исторической литературе как политику качелей : заигрывание с противниками этой власти как слева, так и справа. Эта политика способствовала захвату власти в стране Н. Бонапартом.

Анализ дискуссии по Конституции III года дает материалы и для ответа на вопрос, чем была, с точки зрения термидорианцев, сама революция. Для них это отнюдь не только политический акт, но и важнейшее социальное преобразование, плоды которого необходимо сохранить, не допуская нового передела собственности.

Итоги референдума и выборов 1795 года показали, что большая часть населения хотела стабильности и была готова пойти едва ли не за любой силой, которая бы ее реально пообещала. Именно эти люди приняли Конституцию III года (1.057.390 голосов за, 49.978 - против), может быть, за неимением лучшего или с надеждой на приход к власти умеренных монархистов парламентским путем. Это подтверждается и малым количеством голосов, отданных за декреты о двух третях (205.498 - за, 108.754 - против; 19 департаментов отвергли декреты), сторонниками которых были, пожалуй, лишь «патриоты 89-го года».[21]

Не противоречат этой расстановке сил итоги выборов, для оценки которых воспользуемся цифрами, приведенными в известной статье Ж.-П.Сюратто. Если рассматривать лишь ту треть, которая была избрана в соответствии с конституцией, то нельзя отрицать победу конституционных монархистов (68 депутатов), рассматриваемых избирателями как удачный компромисс между республиканцами, в которых нередко видели наследников якобинцев (56 депутатов) и сторонниками абсолютной монархии (49 депутатов). Естественно, в оставшихся двух третях, избранных по декретам, расклад голосов иной: 389 республиканцев и всего 44 роялиста (избранных, однако, среди депутатов Конвента!).

С принятием Конституции III года был закончен важный этап в истории революции, этап подведения итогов и переосмысления ценностей. Термидорианцы, поддержанные населением Франции, сделали выбор в пользу сохранения республики при гарантиях стабильности и отсутствия дальнейших перемен. Деятельность Конвента на этом закончилась; он самораспустился и передал власть Директории.

Основным итогом деятельности Директории явилось создание за пределами Франции кольца республик-сателлитов, совершенно искусственных по системе управления и в отношениях с Францией: в Голландии – Батавской, в Швейцарии – Гельветической, в Италии – Цизальпинской, Лигурийской, Римской и Партенопейской республик. Франция аннексировала австрийские Нидерланды и левый берег Рейна. Таким образом она увеличила свою территорию и окружила себя созданными по образцу Французской республики шестью государствами-сателлитами.

Десять лет революции оставили неизгладимый след в государственном устройстве Франции, равно как в умах и сердцах французов. Наполеон смог завершить революцию, но ему не удалось вычеркнуть из памяти ее последствия. Аристократия и церковь уже не смогли восстановить своего дореволюционного статуса, хотя Наполеон создал новое дворянство и заключил новый конкордат с церковью. Революция породила не только идеалы свободы, равенства, братства, народного суверенитета, но и консерватизм, страх перед революцией и реакционные настроения.

В России, как и в других странах было много приверженцев Французской революции. Отношение к революционной Франции в российском обществе также развивалось от горячего одобрения событий 1789 - 1792 гг. до неприятия крайностей якобинского террора. Приход к власти Наполеона, провозглашение его императором и вовсе поставили общество в тупик.

Русское придворное и образованное общество Екатерининской эпохи, начиная с самой царицы, было, так сказать, завербовано идеями Просвещения. Проникнувшись новыми духовными потребностями, оно с воодушевлением относилось к ценностям новой цивилизации. Революция 1789 г. оттолкнула элиту несоответствием пути становления тому образу цивилизации разума, который распространяло Просвещение, и тому ореолу ее авангарда, которым была окружена Франция. Потрясенная разгулом насилия, истреблением дворянства и расправой над королевской четой, русская знать скорбела также об одичании французского общества, о гибели наук и искусств , видя в этих утратах потерю для всего человечества. С утратой надежд на цивилизацию общества посредством его радикального обновления, которые породил век Просвещения, русская аристократия укреплялась в мыслях о связи сохранения цивилизации с существованием просвещенной монархии и обусловленности развития культуры привилегированным положением просвещенной элиты.