Выборы
Мнения российских политиков
Сергей Кириенко: Борис Николаевич Ельцин - один из немногих живущих ныне на Земле людей, чье имя будет навечно занесено во всемирную историю. ..
Дирекция правовых программ Независимого института выборов
Конституция Российской Федерации создала легитимную основу для единого правового регулирования выборов в органы государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Многие субъекты Российской Федерации при приведении своего регионального законодательства в соответствие с федеральным пошли не по пути совершенствования избирательного законодательства в плане расширения гарантий избирательных прав граждан, а по пути практически дословного воспроизведения норм Федерального закона в соответствующем законе субъекта
Надо признать, что ряд важных высот в избирательном процессе и, прежде всего, оказание партийного влияния на деятельность избирательных комиссий всех уровней, парламентскими объединениями успешно взят.
Статьёй 22 федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что 5 членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, а также деутатами. На деле же ни один член нового состава ЦИК России в 1999 году не назначен на основе предложений независимых депутатов, а каждый из назначенных является полномочным партийным представителем одного из политических депутатских объединений. Процедура назначения членов высшего избирательного органа страны, определённая всё тем же большинством в Государственной Думе, представленным в партийных фракциях, недвусмысленно политизирована
Не имея законодательного ориентира по вопросам политической деятельности, большинство существующих общественно-политических организаций и движений вынуждены строить свою работу наугад, вне закона . Лишь отдельные стороны функционирования политических общественных объединений регламентируются избирательным законодательством. Следует признать, что правовыми актами, отражающими политическое (электоральное) предназначение общероссийских объединений и дающими в рамках избирательной кампании возможность осуществлять уставные цели на правовой основе, являются только федеральные законы о выборах депутатов Государственной Думы.
Первые правовые акты о выборах в постсоветской России были ориентированы на демократические принципы, в том числе используемые в зарубежных странах, имеющих испытанную систему демократических институтов
И вот уже пятый год общественно-политические формирования граждан в России создаются и функционируют в соответствии с названным выше федеральным законом Об общественных объединениях Действуя с мая 1995 года, он не мог оказать какого-либо влияния на общественно-политические процессы, поскольку его содержание сведено к определению формальных признаков общественных объединений, процедурам их регистрации и ликвидации. Его положения в совокупности с нормами федеральных законов о выборах давали возможность любому зарегистрированному общественному объединению, включая, например, союз боксеров, ассоциацию бухгалтеров, союз пчеловодов, общество судебных медиков, федерацию скалолазания и т.п., дополнив свой устав фразой о желании участвовать в выборах посредством выдвижения кандидатов , фактически формировать нижнюю палату российского парламента - надо полагать, преимущественно из боксеров, пчеловодов и медиков: Выборы по пропорциональной системе превращались в фарс и дискредитировались как политический институт
Еще статьи...