хитрые фракции

Не имея законодательного ориентира по вопросам политической деятельности, большинство существующих общественно-политических организаций и движений вынуждены строить свою работу наугад, вне закона . Лишь отдельные стороны функционирования политических общественных объединений регламентируются избирательным законодательством. Следует признать, что правовыми актами, отражающими политическое (электоральное) предназначение общероссийских объединений и дающими в рамках избирательной кампании возможность осуществлять уставные цели на правовой основе, являются только федеральные законы о выборах депутатов Государственной Думы.

Первые правовые акты о выборах в постсоветской России были ориентированы на демократические принципы, в том числе используемые в зарубежных странах, имеющих испытанную систему демократических институтов. Справедливости ради следует отметить, что российское законодательство содержит существенные элементы демократизма, подкрепляемые конкретными правами политических организаций и движений в избирательных кампаниях. Например, сравнительный анализ законодательных актов Российской Федерации и некоторых государств Центральной и Восточной Европы (Беларуси, Болгарии, Венгрии, Молдовы, Польши, Украины), практически одновременно начавших после распада социалистического лагеря процессы преобразований, показывает, что Россия прогрессирует в демократизации избирательного процесса по целому ряду позиций.

В то же время некоторые новые нормы нашего избирательного законодательства весьма жёстки к общественным объединениям вплоть до ущемления их прав. В частности, федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы отличается излишней регламентацией избирательных процедур, чаще всего не в пользу партийных кандидатов, избирательных объединений и блоков, обилием ограничительных и запрещающих норм, ущемляющих права политических общественных объединений. Это касается, например, включения в уставы объединений в качестве обязательных таких средств достижения ими политических целей, как участие в организации предвыборной агитации выдвинутых кандидатов, а также участие политических организаций и движений в организации и деятельности органов власти. Без учёта интересов политических объединений разведено по времени выдвижение кандидатов по федеральному и одномандатным избирательным округам, что приводит к необходимости проведения нескольких съездов вместо одного и увеличению материальных затрат. Некоторые партийные кандидаты лишены права указать свою партийную принадлежность к общественному объединению, в котором они состоят. Усложнена процедура документального подтверждения кандидатом своего статуса в политическом общественном объединении. Неприятие вызывают нормы, допускающие возможность лишения права на участие в выборах целого избирательного объединения или избирательного блока из-за ошибки или недобросовестности одного из кандидатов при указании ими сведений о себе.

Неурегулированным остаётся вопрос проведения сбора подписей избирателей в поддержку партийных списков кандидатов - агитационной по своей сущности акции - в период, когда предвыборная агитация запрещена. А правила агитации неоправданно ужесточены; особенно нелогичным кажется распространение требований к ней на политическую, а также коммерческую рекламу предприятий и организаций, возглавляемых не только партийными кандидатами, но даже их доверенными лицами и уполномоченными представителями избирательных объединений.

Понятно, что многие из перечисленных трудностей на прошедших парламентских выборах довлели только над молодыми общественными объединениями - новичками в избирательном процессе, ибо уже известные организации и движения, особенно представленные фракциями в Государственной Думе, меньше всех нуждались в рекламе и агитации и в силу своего политического опыта были в состоянии многое предусмотреть, чтобы обойти камни преткновения, скрытые в недрах закона.

Становится очевидным, что такое последовательное стремление политических фракций Государственной Думы первого и второго созывов использовать своё преимущество пребывания во власти и строить для себя в обход других общественных объединений стратегические мосты для перехода в парламент очередного созыва имело заданную целенаправленность и систему.