кандидаты - пчеловоды

И вот уже пятый год общественно-политические формирования граждан в России создаются и функционируют в соответствии с названным выше федеральным законом Об общественных объединениях Действуя с мая 1995 года, он не мог оказать какого-либо влияния на общественно-политические процессы, поскольку его содержание сведено к определению формальных признаков общественных объединений, процедурам их регистрации и ликвидации. Его положения в совокупности с нормами федеральных законов о выборах давали возможность любому зарегистрированному общественному объединению, включая, например, союз боксеров, ассоциацию бухгалтеров, союз пчеловодов, общество судебных медиков, федерацию скалолазания и т.п., дополнив свой устав фразой о желании участвовать в выборах посредством выдвижения кандидатов , фактически формировать нижнюю палату российского парламента - надо полагать, преимущественно из боксеров, пчеловодов и медиков: Выборы по пропорциональной системе превращались в фарс и дискредитировались как политический институт.

В июле 1998 года законодатель предпринял попытку исправить эту ситуацию: внёс изменения и дополнения в федеральный закон Об общественных объединениях , сформулировал понятие политического общественного объединения, попробовал ограничить круг претендентов на статус избирательных объединений. Однако все это - только попытка, а не кардинальное решение.

Как справедливо отмечают некоторые исследователи, например, В.В._Лапаева, данное в законе определение политической организации, политического движения неадекватно нынешней роли российских общественно-политических объединений, так как сегодня они в состоянии только выражать политическую волю граждан , а не формировать её. Кроме того, законодатель узурпировал право общественных объединений самим определять содержание и формы их политической деятельности.

Небезынтересно, что принимая этот важнейший акт, одни депутаты проявили умышленную небрежность или политическое лукавство, другие - умение добиваться узкогрупповых целей любыми методами. При рассмотрении в первом и втором чтениях закон содержал положения, не допускающие получение статуса политических теми объединениями, уставы которых предусматривают членство в них или принадлежность к ним по профессиональному признаку . В третьем же чтении незаметно для большинства в приведённой фразе появилось плутоватое слово только : только по профессиональному признаку . В результате любое профессиональное объединение, включив в устав соответствующие цитаты из закона и расширив круг своих членов или участников с помощью фразы и другие граждане России , становятся политическими и, как и прежде, продолжают участвовать в выборах.

Этот и другие подобные особенности данного закона дают возможность общественным объединениям, фактически созданным на основе профессиональных и любительских интересов, а не политических целей, по-прежнему заявлять о себе как о строителях современной государственной власти. Судите сами: выдвигать своих кандидатов на выборах в Государственную Думу третьего созыва имели право российский автомобильный клуб, ассоциация работников правоохранительных органов, движение шахтеров, промышленный союз, морское собрание, союз офицеров и тому подобные объединения. Таким образом, появившиеся в законе некоторые ограничения в регистрации общественных объединений в качестве политических (для профессиональных, религиозных, благотворительных, культурных, любительских и других объединений) оказались неэффективными в решении проблемы сокращения за счет неполитических организаций количества потенциальных претендентов на мандаты в Государственной Думе.

А настоящих политических партий нет и поныне. Вместо них в реестре Минюста России - масса политических суррогатов, а на выборах - губернаторские блоки, заполняющие общественно-политический вакуум.