типы обществ

Чтобы понять суть фашизма, надо сделать краткий обзор моделей общества. Я не буду использовать принятые термины для описания обществ, они затасканы и многозначны. Я попробую создать собственную классификацию обществ, чтобы был более понятен мой вывод. Сначала о том, что отличает человеческое общество от сообществ животных. Это культура в широком смысле слова.

Петров понимает под словом культура информацию накопленную предшественниками и закрепленную в социальных институтах опыта совместной жизни, разделения труда, обмена, познания, обогащения социальных структур и трудовых навыков новым знанием Однако, чтобы не спорить с любителями чистоты терминологии, Петров вместо слова культура использует слово социальный код. Вот и я буду использовать термин социальный код.

Социальный код наследуется внегенетически. Человек получает его после рождения путем усвоения принятых в обществе традиций и накопленных там знаний. В последние годы стала популярной гипотеза о вертикальном и горизонтальном наследовании социокода. До возникновения школы наследование (передача) социокода основывается на обучении детей родителями или реже родственниками (вертикальное и косое наследование). Поскольку законы и правила поведения в таком обществе передаются разными людьми и на основе разного понимания, то правила жизни оказываются достаточно разными даже в пределах одной территории. Закон не может предусмотреть все варианты, и общество живет на основе традиций или традиционного права. Поэтому такое общество носит название традиционного.

В традиционном обществе из-за того, что передача социокода происходит либо внутри одной семьи (вертикальное наследование социокода), либо внутри одной группы (косое наследование социокода) существенное распространение имеет традиционное право, которое понимается по-разному в разных группах. Традиционное общество структурировано разными видами традиционного права. Как бензобак, разделенный перегородками. Нет больших потоков жидкости при встряхивании. Поэтому управление из центра опосредуется через центры управления на местах.

Повсеместное распространение школы знаменует переход традиционного общества в законоединое (чаще всего его называют гражданским исходя из предположения, что закон становится универсальным для всех граждан и традиционное право исчезает). Школа синхронизирует и унифицирует передачу социокода от одного поколения к другому. На основе массовой школы единые законы жизни распространяются на всех жителей государства. Универсальность закона означает, что все граждане подчинены непосредственно одному центру управления.

В России до начала культурной революции тридцатых годов двадцатого века существовало традиционное русское иерархическое общество, на это накладывало свой отпечаток наличие многонациональности в стране и толерантность к другим культурам. Русское общество еще только стало отходить от традиционности, когда в его жизнь была массово внедрена школа.

Законоединое общество может быть нескольких типов. Первый тип - так называемое гражданское общество Запада. В нем наряду с универсализацией и сихронизацией передачи и введением горизонтальной передачи социокода существует универсальный измеритель веса граждан в виде цифры его денежного дохода. Кроме западнистского (гражданского) типа законоединого общества существует коммунальный тип законоединого общества. Наиболее четко черты такого общества прослеживались в советском обществе СССР. Характерными чертами такого общества являются универсализация и синхронизация горизонтального наследования социокода, однако единый измеритель граждан отсутствовал, и существовала множественность шкал. Поэтому требовались органы управления поведением граждан на местах и в особенности в производственных коллективах.

Особый тип законоединого общества развивалось в Японии, но в последние годы агрессивная культура Запада привело к тому, что оно все больше приобретает западнистские черты. По тому же пути идут Китай и Вьетнам. Что из этого получится, не ясно.

Переход от традиционного к гражданскому обществу происходил по-разному в разных странах Запада. В Голландии он сопровождался национально-освободительной революцией буржуазного типа. В Англии и Франции была просто буржуазная революция (Я пока не пытаюсь пересмотреть терминологию и классификацию революций). В некоторых странах Европы обошлось без революций (Швеция, Дания, Бельгия, Швейцария). Другие - прошли через Гражданские войны (Греция и Испания) или через долгие периоды диктатуры консерваторов (Португалия).

Западнистский тип общественных отношений, по словам А. Зиновьева, приобретает доминирующее значение только в отдельных странах Запада, не отменяя коммунальные отношения. Коммунальные отношения, став господствующими, вытесняют западнистские. От себя добавлю, что западнистские социальные отношения прорастают внутрь коммунальных через властную элиту.

В двух странах Европы переход от традиционного общества к законоединому растянулся на долгие годы и прошел через революции особого типа, революций фашистского типа. Это Германия и Италия. Вот на этот путь следует обратить самое пристальное внимание. Почему? Да потому, что нечто похожее сейчас происходит в Грузии. Конечно, формы там несколько иные, да и геополитическая обстановка другая, но давайте присмотримся внимательнее...