“уполномоченные” и прочие

Закон об основных гарантиях (статья 43) формально подразделяет организации СМИ на государственные, муниципальные и негосударственные. Фактически же государственные и муниципальные организации СМИ выполняют схожие функции и потому с полным основанием могут быть объединены в одну группу, которую можно условно обозначить как “уполномоченные” СМИ. Другие группы составляют “уклоняющиеся”, “ангажированные” и “оплачиваемые” СМИ.

Закон использует три признака для отнесения средства массовой информации к числу “уполномоченных”:

наличие в составе соучредителей или выпускающей организации государственного (муниципального) органа, организации, учреждения;

наличие бюджетного финансирования текущей деятельности в предшествующий выборам год;

наличие государственной (муниципальной) доли в уставном капитале.

Причем, благодаря использованию формулы “и (или)” каждый из этих признаков является самодостаточным.

Главное достоинство такой правовой конструкции – ее способность подвести под категории государственных и муниципальных большое число организаций СМИ, обязав их тем самым бесплатно предоставлять эфирное время и печатную площадь как кандидатам, так и избирательным комиссиям. Но здесь же кроются и главные недостатки. В число “уполномоченных” запросто может попасть организация СМИ, которая имеет государственного или муниципального соучредителя, но не получает при этом никакого бюджетного финансирования (или получало финансирование в год, предшествовавший выборам, но не получает в год выборов). За счет каких средств подобные СМИ должны покрывать расходы на бесплатные услуги? “За счет средств текущего бюджетного финансирования указанных средств массовой информации”, – отвечал Закон об основных гарантиях в своей прежней редакции. В новом Законе ответ дается крайне невнятный: расходы “относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций” (пункт 10 статьи 46).

Вторая категория организаций СМИ – “уклоняющиеся”, то есть специализированные телерадиокомпании и редакции периодических печатных изданий, в том числе формально относящиеся к группе “уполномоченных”, но ориентированные на неполитическую тематику. За подобными СМИ Закон признает право отказаться от публикации каких бы то ни было агитационных материалов.

Третья категория – “ангажированные”, то есть негосударственные организации СМИ, учрежденные кандидатами или избирательными объединениями. Обратим внимание на то, что данная категория существует в Законе только применительно к периодическим печатным изданиям. Если же участник избирательной гонки учредит телерадиопрограмму или телерадиокомпанию, то она не сможет – во всяком случае по закону – попасть в число ангажированных СМИ.

Особенность правового режима “ангажированных” СМИ – освобождение их от обязанности предоставлять печатную площадь всем конкурирующим кандидатам на равных условиях оплаты (пункт 5 статьи 46).

Кроме того, эта категория освобождена от обязанности не допускать обнародование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, в случаях, когда эти организации СМИ не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации (пункт 6 статьи 52). Тем самым ангажированные СМИ и их должностные лица выводятся за пределы ответственности, предусмотренной статьей 5.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следует признать, что данное изъятие из общих правил плохо стыкуется с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о СМИ, касающимися защиты чести, достоинства и деловой репутации. Очевидно, что это не может толковаться как индульгенция ангажированным СМИ, освобождающая их от ответственности за распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов в депутаты и на другие выборные должности. Иное толкование неминуемо будет противоречить пункту 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации.

Наконец, четвертая категория – “оплачиваемые”, то есть негосударственные организации СМИ, учрежденные либо не позднее чем за год до начала избирательной кампании, либо самими избирательными объединениями (пункт 4 статьи 46). Только такие негосударственные организации СМИ имеют право предоставлять эфирное время и печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и блокам.

Конечно, интенция законодателя понятна: необходимо отсечь от участия в избирательных кампаниях те СМИ, которые специально создаются незадолго до выборов под флагом посторонних лиц или организаций для проведения “черной” и “серой” предвыборной агитации. Однако изобретенный законодателем механизм вряд ли окажется эффективным: ничто не мешает учредить подобную организацию СМИ заблаговременно и содержать ее в “замороженном” состоянии до нужного момента.