биография мао дзедуна

Мао Дзедун (1883 - 1976)

Мао Дзедун (1883 - 1976) основал Китайскую Народную Республику  в  1949 году. Он также был одним из основателей Китайской Коммунистической партии  в 1921 году и расценивается, наряду с Карлом Марксом  и  В.  И.  Лениным,  как один  из  трех  великих  теоретиков  марксистского  коммунизма.  Мао  Дзедун родился 26 декабря 1893  в  зажиточном  крестьянском  семействе  в  Шао-Шане (Shao-shan), в провинции Хунан (Hunan). Будучи ребенком, он работал  в  поле и посещал местную начальную школу,  где  изучал  традиционных  конфуцианских классиков. Он часто  конфликтовал  со  своим  строгим  отцом,  которого  Мао хорошо изучил, чтобы противостоять ему с поддержкой своей нежной  и  любящей матери, которая была истинной буддисткой.

Начиная с 1911 года, когда республиканские силы Сан Ят-Сена  (Sun  Yat - Sen) начали ниспровержение  династии  Ч'инг  (Ch'ing)  (или  Маньчжур),  Mao провел больше 10 лет в Чанг-ша (Chang-sha) - провинциальной столице. Он  был подвержен влиянию быстрых политических и культурных изменений, охвативших  в то время страну. Он некоторое время служил в республиканской армии, а  затем провел пол года, самостоятельно обучаясь в  провинциальной  библиотеке.  Это помогло ему взять в привычку самообразование.

К 1918, Mao закончил Первую Нормальную  Хунанскую  школу  (Hunan  First Normal School) и переехал в Пекин, национальную столицу,  где  он  некоторое время работал помощником библиотекаря в Пекинском  Университете.  У  Мао  не хватало денег на учебу, и, в отличие от многих своих одноклассников,  он  не изучал никакой иностранный язык и не выезжал за рубеж, чтобы учиться.  Из-за его относительной бедности  во  время  учебы  в  университете,  его  никогда полностью  не  относили  к   космополитическим  буржуазным   интеллектуалам, которые доминировали над китайской студенческой жизнью.  В  университете  он сходился с радикальными интеллектуалами, которые  позже  вошли  в  Китайскую Коммунистическую партию. В 1919  году  Мао  возвращается  в  Хунан,  где  он участвует  в  радикальной  политической  деятельности,  организуя  группы  и издавая политические  обзоры  при  непосредственной  поддержке  руководителя начальной школы. В 1920 Мао женится на Янг Кьяй-хуи (Yang K'ai-hui),  дочери одного  из  его  преподавателей.  Янг  Кьяй-хуи  была   казнена   китайскими националистами в 1930 году. В том же году Мао женился на Хо Цу-чен (Ho  Tzu - chen), которая сопровождала его во время Длинного Марта   (Long  March).  В 1937 году Мао разводится с ней и в 1939 году женится на Чианг Ч’инг  (Chiang Ch'ing).

Когда Китайская  Коммунистическая  партия  (ККП)  была  организована  в Шанхае в 1921 году, Мао стал одним из основателей и  лидером  ее  Хунанского отделения. На этой стадии новая партия  сформировала  объединенный  фронт  с Коуминтангской (Koumintang) партией республиканских последователей  Сан  Ят - сена. Мао работал в  пределах  объединенного  фронта  в  Шанхае,  Хунане,  и Кантоне   (Canton),   сосредотачивая   усилия   на   трудовой   организации, организации партии, пропаганде и Институте Обучения  Крестьянского  Движения (the Peasant  Movement  Training  Institute).  Его  Сообщение  относительно Движения  Крестьянства  в  Хунане    (1927)   выражало   его   представление революционного потенциала крестьянства, но это  представление  было  еще  не сформулировано в надлежащей марксистской форме.

В 1927 году Чан Кай-Ши  получил  контроль  над  Коуминтангской  партией после смерти Сан Ят-сена  и  полностью  изменил  политику  сотрудничества  с коммунистами. Через год, когда он получил  контроль  над  Националистической армией также как и над  Националистическим  правительством,  Чан  производит чистку движения от коммунистов. В результате Mao  был  вынужден  скрыться  в сельской местности. В горах юга Китай он обосновался с Чу  Техом  (Chu  Teh) под защитой партизанской армии. Это было почти случайное новшество  -  сплав Коммунистического руководства с партизанской силой, действующей  в  сельских районах с поддержкой крестьян, который должен был сделать Мао  лидером  ККП. Их все возрастающей военной мощи скоро стало  достаточно,  чтобы  Мао  и  Чу были способны к 1930 году бросить вызов  порядкам,  установленным  советским руководством ККП,  которое  предписало  им  пробовать  захватить  города.  В дальнейшем, несмотря на факт, что его положение в партии было слабое  и  его политика критиковалась, китайские советы были основаны в  Юичине  (Juichin), Киангская (Kiangsi) область, председателем которых стал  Мао.  Ряд  кампаний истребления  проведенных  националистическим   правительством   Чан   Кай-Ши вынудил ККП покинуть Юичин в октябре 1934 года и начинать Длинный Март .  В Цун-и  (Tsun-i)  в  Квейчове  (Kweichow)  Мао  впервые  получил  эффективный контроль над ККП. Этим закончилась эра советского контроля над  руководством ККП.

Остатки Коммунистических сил достигли Шенси  (Shensi)  в  октябре  1935 года, после 10,000 км (6,000 миль) марша. После чего они создали новый  штаб партии в Ён-ан (Yen-an). Когда Японское вторжение 1937 года вынудило  ККП  и Куоминтанга еще раз  формировать  объединенный  фронт,  Коммунисты  получили законный статус, и Мао становится  национальным  лидером.  В  течение  этого периода он утверждается как военный теоретик, а опубликованные в  1937  году эссе  На  Противоречии   ( On  Contradiction )   и   На   Практике    ( On Practice ) позволили причислить его  к  важнейшим  марксистским  мыслителям. Эссе  Мао  На  Новой  Демократии   ( On  New  Democracy )  (1940)  выделило уникальную  национальную  форму  марксизма,  подходящую  Китаю;   его   труд Переговоры на Ён-анском Форуме по Литературе и Искусству ( Talks  at  the Yen-an Forum on Literature and Art ) (1942) обеспечил основание  для  партии контролировать культурные дела.

Правильность уверенности в своих  силах  Мао  и  сельских  партизанских стратегий была доказана быстрым ростом ККП в течение  Ён-анского  периода  - от 40,000 членов в 1937  году  до  1,200,000  членов  в  1945  году.  Шаткое перемирие между Коммунистами и Националистами было нарушено в  конце  войны.

США  предприняли  меры,   чтобы   возглавить   коалиционное   правительство. Гражданская война прорвалась, однако, в  следующие  3  года  (1946-49)  было заметно быстрое поражение Куоминтанга. Правительство  Чанга  было  вынуждено бежать в Тайвань, оставляя  Китайскую  Народную  Республику,  сформированную коммунистами   в   конце   1949   года,   контролировать    большую    часть континентального Китая. Когда усилия Мао по улучшению отношений с Соединенными Штатами в  конце 1940-ых годов провалились, он решил, что Китай будет  должен  склониться  к одной  стороне ,  и  наступил  период  закрытого  сотрудничества   с   СССР.

Враждебность к  Соединенным  Штатам  была  усугублена  Корейской  Войной.  В начале 1950-ых годов, Мао  являлся  председателем  Коммунистической  партии, главой государства  и  председателем  военной  комиссии.  Его  международный статус  марксистского  лидера  повысился  после  смерти  советского   лидера Сталина в 1953 году.

Уникальность Мао как лидера очевидна из  его  обязательства продолжить классовую  борьбу  во   имя   социализма,   которое   подтверждено   в   его теоретическом трактате На правильном  пути  решения  проблемы  противоречий среди людей ( On the Correct Handling of Contradictions among the  People ) (1957). Неудовлетворенность медлительностью развития, потеря  революционного импульса в сельской местности и тенденции  членов  ККП  вести  себя  подобно привилегированному классу, привела Мао к тому, что он  стал  брать  на  себя необычные инициативы  в  конце  1950-ых  годов.  Он  поощрял  конструктивную критику управления партии  со  стороны  движения  1956-57  годов  Цветочной Сотни (Hundred Flowers) . Эта критика  показала  глубокую  враждебность  по отношению к руководству  ККП.  Примерно  в  то  же  самое  время,  Mao  стал ускорять реформы в отношении сельской собственности,  призывая к  устранению последних остатков сельской частной собственности  и  формированию  народных коммун  для  инициирования  быстрого  индустриального  роста  по  программе, известной под  названием  Большой  Прыжок  Вперед   (Great  Leap  Forward). Поспешность этих шагов привела к административным  беспорядкам  и  народному сопротивлению.  Кроме  того,  неблагоприятные  погодные  условия  привели  к плохому урожаю и серьезным нехваткам продовольствия. В результате всех  этих перемен, Мао потерял свое положение главы государства, его влияние в  партии было сильно  подорвано.  Это  привело  к  тому,  что  к  концу  50-ых  годов появились сильные различия между правительством Мао и СССР.

В течение 1960-ых годов Мао контратаку против лидеров  партии  и  новой главы государства Лю Шао-Чи  (Liu  Shao-Ch'i),  через  Большую  пролетарскую культурную  революцию  (Great  Proletarian  Cultural  Revolution),   которая достигла своего апогея в период с 1966 по  1969  год.  Культурная  революция была в значительной степени организована женой Мао, Чианг  Ч’инг.  Это  было возможно самое большое новшество Мао, и стало, по  существу,  идеологической борьбой за общественное мнение в форме жестоких  национальных  споров.  Мао, как оказалось,  был хорошим тактиком. Когда он потерял возможность  печатать свои идеи в  Пекине,  он  использовал  шанхайскую  прессу,  чтобы  атаковать пекинских лидеров. Студенческое ополчение, известное как  Красная  гвардия ( Red Guards ), стало его главной опорой. Поскольку обстановка  обострялась, и ситуация угрожала выйти из-под контроля,  Мао  был  обязан  положиться  на военных  под  руководством  Лин  Пиао  (Lin  Piao).  Взамен   этой   военной поддержки, партия Лина была  признана  приемником  Мао  в  конституции  1969 года.  К  1971  году,  однако,  Лин,  как  сообщали,   погиб  в  авиационной катастрофе после того,  как  попытался  подготовить  убийство  Мао,  который снова получил твердый контроль  над  властью.  Толчок  Культурной  Революции передался китайским массам, и народ понял, что у них было право  восстать , что это их привилегия критиковать власти  и  принимать  активное  участие  в выработке решений. Во  время  Культурной  Революции  высказывания  Мао  были напечатанные в небольшой красной  книге,  которая  распространялась  народу; его слова рассматривали, как окончательное руководство, а его  персону,  как предмет восторженной лести. Несмотря на то, как могло  показаться,  что  Мао имел  больше  власти,  чем  ККП,  он  показывал  истинную   убежденность   в ленинистских представлениях о коллективном руководстве партией.  Он  выразил свое недовольство культом личности , явно прося уменьшить количество  своих памятников. К концу своей жизни, Мао выдвигает новый анализ международной ситуации, в котором всемирные  государства  разделены  на  три  группы:  слаборазвитые нации, развитые нации и две супердержавы (Соединенные Штаты и СССР), обе  из которых ищут всемирную гегемонию. Этот  анализ  подчеркнул  положение  Китая как лидера Третьего мира (то есть, слаборазвитая группа) и  помог  прийти  к рационализированному  восстановлению  отношений  с   Соединенными Штатами. Создание более близких отношений с Соединенными Штатами рассматривалось  как способ  уменьшить  влияние  СССР,  чьи   отношения   с   Китаем   продолжали ухудшаться.  В  1972  году  Mao,  воспользовавшись  своим  престижем   чтобы изменить  эту  политику,   принимал  американского  президента  Ричарда   М. Никсона в Пекине.

Мао умер в Пекине 9 сентября 1976 года.  В  течение  следующего  месяца Ч’инг и его радикальные соратники, известные как  Бригада  четырех   ( Gang of Four ), были арестованы.  Преемник  Мао  Хуа-Фенг  (Hua-Feng)  был  лишен своих влиятельных постов, поскольку партия находилась под контролем Ден-Сяо - Пина (Teng Hsio-P'ing), проводящего смягчающую политику. В 1981 году  партия критиковала  избыточность  Культурной  Революции,  которая  восхвалялась  во время правления  Мао.  Конституция  1982  года  заявила,  что  экономическое сотрудничество и прогресс были более важными вопросами, чем борьба  классов, и запретила все формы культов личности. В течение 1980-ых годов  расхождение с идеями Мао стало настолько велико, что в некоторых районах  стали  убирать его  памятники.  В  феврале  1989  года  член  Центральной   консультативной комиссии  Коммунистической партии написал  в  официальную  Пекинскую  газету Гуанминг дейли (Guangming Daily), что Мао был  большим  человеком,  который олицетворяет бедствия китайских людей, но позднее он делал большие ошибки  в течение  длительного периода, и результатом стали еще большие  бедствия  для людей и страны. Он создавал историческую трагедию .

Наряду  с  основателями Хань и Минь династий,  Мао  Дзедун  был  одним  из  трех  правителей  Китая, которые были выходцами из крестьян и добились своей власти с нуля в  течение только  своей  жизни.  К  самым  большим  достижениям  Мао   можно   отнести объединение  Китая  через  разрушение  Националистической  власти,  создание объединенной  Народной   Республики   и   предводительство   самой   большой социальной революции в человеческой истории. Эта революция включила  в  себя коллективизацию земли  и  собственности,  разрушение  класса  собственников, ослабление городской буржуазии и повышение статуса крестьян и  рабочих.

Как марксистский  мыслитель  и  лидер  социалистического  государства,  Mao  дал теоретическую законность продолжению  борьбы  класса  в  социалистических  и коммунистических стадиях развития. Он подчеркнул важность перераспределения земли  для  выгоды  крестьянства,  и   его   теории   сильно   повлияли   на непромышленный третий мир.