избирательная система

В ряду актуальных, но не решенных в федеральном законодательстве старых проблем проблема избирательной системы – важнейшая. Нельзя забывать о ее предназначении – обеспечить становление и развитие многопартийности. Именно под этим углом зрения необходимо оценивать прошедшие в 1999 г. выборы депутатов Государственной Думы. При этом можно и нужно вести дискуссию о том, насколько мы продвинулись по пути реальной многопартийности, используя смешанную избирательную систему “50 на 50”.

Радикальное предложение состоит в том, чтобы избирать всех 450 депутатов по мажоритарной избирательной системе с голосованием в два тура или разделить Российскую Федерацию на 450 избирательных округов, в которых избирательные объединения (блоки) смогут выдвигать как отдельных своих кандидатов, так и общефедеральные списки. При этом избиратель должен иметь один голос.

Более умеренная и оправданная позиция заключается в изменении действующей избирательной системы таким образом, чтобы мандаты, распределяемые по партийным спискам и по мажоритарным округам, составляли пропорцию один к двум, то есть “списочников” должно быть 150, а “одномандатников” – 300.

Нельзя не отметить еще одну проблему, свидетельствующую не в пользу действующей смешанной избирательной системы: многие избиратели отдают предпочтение партиям и движениям, которым так и не удается преодолеть пятипроцентный барьер. В итоге лидирующие объединения, которые этот барьер преодолели, получают дополнительные депутатские места за счет тех, кто за них не голосовал. Налицо нарушение конституционного принципа равенства избирательных прав граждан, равенства прав кандидатов, избирательных объединений, блоков. По этой причине на выборах депутатов Государственной Думы в 1995 г. около 45% голосов избирателей фактически для них “пропали”. Полагаем, что избирательные объединения, не прошедшие в Государственную Думу, но набравшие от 1 до 5% голосов, должны сами распорядиться голосами своих избирателей, отдав их любому из победивших блоков (объединений).

Обращает на себя внимание, что Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” в его нынешнем виде дает значительные льготы и преимущества тем партиям, которые уже представлены в Государственной Думе по сравнению с более молодыми и не имеющими доступа к власти политическими общественными объединениями. Это касается использования действующими должностными лицами своего служебного положения, норм закона, которые позволяют не уходить в отпуск на время избирательной кампании кандидатам, замещающим государственные должности категории “А”, и некоторых других.

Данный Федеральный закон не отражает индивидуальные особенности отдельных стадий избирательного процесса (выдвижение, регистрация кандидатов, предоставление ими документов и сведений в избирательные комиссии и т.д.) для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам и по партийным спискам, хотя требования к указанным кандидатам существенно различаются.

Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” в ближайшее время предстоит существенным образом переработать с учетом изменений, которые будут внесены законами о политических партиях и об общественных объединениях для того, чтобы он мог на достаточно высоком уровне гарантировать соблюдение прав как политических партий, так и отдельных кандидатов, участвующих в избирательной кампании.