Характеризуя интеллектуальные причины революции конца XVIII в. во Франции, важно определить «верхнюю» и «нижнюю» границы распространения просветительских идей в этой стране. Эту задачу можно решить, проанализировав наказы всех сословий французского общества в Генеральные штаты – высший орган сословного представительства (духовенства, дворянства и городов), который действовал во Франции со времён Столетней войны (1337 - 1453 гг.). Идеи французских просветителей, разумеется, нашли отклик не только в наказах в Генеральные штаты. Они пользовались колоссальным международным авторитетом, в частности, у отцов - основателей американской нации. В свою очередь, многие французские революционеры (маркиз Лафайет, братья Ламетты и др.) участвовали в революциях по обе стороны Атлантики.

Социально - экономические причины французской революции также следует искать в сословной системе Франции.

Первое сословие страны - священники (1% населения) - имело 10 % земли. Священников в стране было около 100 000, но большинство из них были бедными. Многие из них поддержали революцию.

Второе сословие представляли нотабли (французское дворянство). Оно составляло 2 - 2,5 % населения Франции, имея при этом 20% земли. Дворяне, как и священники, пользовались многочисленными налогами с крестьян. Во второй половине XVIII в. во Франции произошло важнейшее формационное изменение - обратимость капитализма. Начал развиваться процесс рефеодализации в форме так называемой «феодальной реакции» (в странах Южной Европы - в Италии, Испании, Португалии этот процесс происходил век назад - в середине XVII в.). Это явление, безусловно, повлияло на все сословия, но прежде всего, сказался на дворянах, которые стремились, используя его, закрепить феодальные отношения в стране. Во Франции был создан, в частности, институт «февдистов», который занимался поиском повинностей крестьян тысячелетней давности. Этим занимался Робеспьер - адвокат из провинции Аррас, будущий вождь французских якобинцев. Тема «феодальной реакции» вызывает много споров в мировой историографии. Зарубежные авторы и некоторые советские и российские (А. Д. Люблинская, например) расценивают этот процесс как ответную реакцию феодалов на генезис капитализма на европейском континенте. Дворяне всей Европы в разное время (учитывая асинхронность зарождающейся буржуазной цивилизации на европейском континенте) стремились приспособиться к развитию капиталистических отношений, используя, в частности, процесс рефеодализации как более доступное им средство первоначального накопления капитала. В этой связи один из ведущих представителей школы «Анналов» Фюре, например, доказывает, что необходимости во французской революции в конце XVIII в. не было, ибо задолго до неё, может быть, начиная с реформ министра Кольбера в середине XVII в., во Франции шёл процесс «обуржуазивания» ряда регионов этой страны (особо Фюре выделяет на этом фоне Северо - Восток - «Парижский бассейн»), где, по его оценкам, уже давно господствовала денежная рента, а феодальная собиралась в размере не более 20%.[3] Профессор МГУ А.В. Адо, автор учебника для вузов по «Новой истории стран Европы и Америки» (1986 г.), насчитал в этом регионе Франции 1019 семей «новых дворян», которые, правда, в отличие от английского провинциального дворянства - джентри, занимались не овцеводством и земледелием, а были владельцами копий и рудников. Дворян во Франции к концу XVIII в. было примерно 400 000, но это сословие, как и первое, не было единым. Выделялись «дворяне шпаги» (титул зародился во времена Средневековья). Это были в основном бедные дворяне, находившиеся, как правило, на военной службе у короля. Богатые дворяне - «дворяне мантии»- занимали большие должности в государстве (отсюда их титул). 95-97 % населения страны относилось к третьему сословию. В его рядах были французские буржуа, служащие, городской плебс (санкюлоты), крестьянство. Именно в этом сословии мы наблюдаем признаки классового расслоения. В настоящее время это сословие доминирует в экономической и общественно - политической жизни, по - существу, во всех странах Европы и Америки.

Буржуазия во Франции к концу XVIII в. составляла 8% населения страны (примерно, 2,3 млн.), которой принадлежало 20% земли. Землю французские буржуа предпочитали сдавать в аренду крестьянам, нещадно их эксплуатируя. За аренду земли последние отдавали половину своего урожая (отсюда название этой категории крестьян - «половники»). Королевский двор издавна поощрял развитие буржуазного класса в своей стране, пользуясь его богатством для пополнения французской казны. Так, реформы Кольбера закрепили политику меркантилизма во Франции, которая предполагала государственное вмешательство в экономику. Эта политика способствовала установлению в стране системы протекционизма и государственного долга; поощряла развитие мануфактур и внешнюю торговлю, колониальную экспансию, что, в конечном итоге, способствовало первоначальному накоплению капитала и вело к утверждению рыночных отношений и буржуазного класса.

Реформы министра Тюрго, проведённые во Франции накануне революции XVIII в., опирались на учение «физиократов» (их основная идея - установление частной собственности на землю), предполагали, в частности, введение «свободной торговли» хлебом. Тем самым они создавали благоприятные возможности для развития внутреннего рынка в стране. Тюрго своими реформами предвосхитил формирование специфической французской модели аграрной капиталистической эволюции, которая реально проявилась уже в ходе революции и окончательно оформилась в итоге наполеоновских войн, что сопровождалось, однако, большими жертвами, прежде всего, со стороны крестьян.

Крестьянам во Франции принадлежало 40 % земли. Это было единственное в стране податное сословие. Крестьяне платили талью - прямой налог; косвенные налоги на продажу вина (эд) и соли (габель). При этом они обязаны были исполнять многочисленные государственные повинности. Церковь собирала с них десятину, которая попадала в основном в руки епископов и других высших церковных сановников, редко оседая в местных приходах. Многочисленные феодальные повинности: шампар - подушная подать; баналитетные права, «смехотворные повинности», «право первой ночи» и т.п. достались французским крестьянам из глубокой древности, кстати сказать, во многом благодаря усилиям февдистов. Бедность в стране была ужасающей, но её степень была разной по регионам. На Юге Франции, например, некоторые историки насчитывают полторы тысячи крепостных (крепостничество для Западной Европы, как социальный институт, большинство зарубежных и отечественных авторов вообще исключают).[4]

Крестьяне обладали землей, считали её своей собственностью, но это никак не было узаконено. Право частной собственности на землю стало главным требованием крестьян в революции. Непосредственно участвуя в ней, крестьяне добились этого права, превращаясь после этого во всё более консервативную силу - противников революции. Эта тенденция проявляла себя в настроениях крестьян на всём европейском континенте. Не случайно ведь европейские социал - демократы, включая французскую социалистическую партию, которая образовалась к концу XIX в., не ставили перед собой задач решения аграрного вопроса в своих странах, считая крестьянство «реакционной» массой. Выход из этой ситуации предложил, как известно В.И. Ленин, указав на дифференциацию крестьян, выдвинув при этом идею союза рабочего класса с беднейшей частью крестьянства как движущей силы будущих пролетарских революций. Классовая дифференциация во Франции накануне революции конца XVIII в. была налицо, но не с ней было связано начало французской революции. Она началась как борьба за власть аристократов и короля. В этом смысле её начало можно обозначить как «аристократическую революцию» (типа Фронды).

Политические причины революции были связаны с кризисом французского абсолютизма. Он зародился и расцвёл при Людовике XIV (1661 - 1715 гг.) Его преемник - Людовик XV (1715-1774 гг.) унаследовал власть в 5 лет. Был плохо образован. Жизнь потратил на многочисленных фавориток. Мадам де Помпадур (1721-1764 гг.) в течение 20 лет вместе с королём управляла страной. Дворяне в это время стали укреплять своё политическое влияние в стране, утерянное ими при Людовике XIV.

Королевский абсолютизм терял кредит доверия в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что абсолютная королевская власть является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). Некоторую роль в изоляции королевской семьи сыграл скандал с «ожерельем королевы».

Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны группы физиократов и энциклопедистов, даже в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Появилось массовое увлечение демократической философией Руссо, Мабли, Дидро и др. Североамериканская война за независимость, в которой приняли участие и французские добровольцы, и само правительство, как бы подсказывала обществу, что и во Франции возможно осуществление новых идей.