назначение выборов в субъектах рф

Региональные избирательные кампании, проводившиеся в 1999–2001 годах, выявили ряд проблем, возникающих при назначении выборов. Одной из таких проблем является усиление в регионах тенденции по проведению досрочных выборов глав субъектов РФ. Отличительной особенностью этих выборов стало назначение даты их проведения законодательным органом на день, предшествующий дню истечения установленного срока полномочий действующего главы субъекта РФ более чем на три месяца.

В ряде субъектов Федерации преждевременное назначение выборов последовало за подачей высшим должностным лицом заявления о досрочном прекращении своих полномочий, в других назначение выборов ранее намеченного срока вообще никак не мотивировалось. При этом во всех случаях действующие должностные лица изъявляли желание вновь баллотироваться на занимаемую ранее должность.

В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов не допускается. Единственным исключением из этого правила является досрочное прекращение полномочий должностного лица и ситуация, когда происходит совмещение дней голосования на выборах различного уровня. Таким образом, необоснованное досрочное назначение выборов неправомерно сокращает срок полномочий действующих должностных лиц.

В оправдание противоположной точки зрения высказывается мнение о том, что назначение досрочных выборов не изменяет четырехгодичный срок полномочий губернатора как высшего должностного лица, а всего лишь сокращает срок исполнения полномочий конкретным лицом и, следовательно, не подпадает под запрет Федерального закона.

Однако Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” устанавливает, что выборы должностного лица могут быть назначены только в двух случаях:

- при истечении установленного соответствующим законом субъекта РФ срока его полномочий;

- в случае прекращения его полномочий по основаниям, предусмотренным федеральными законами, законами субъектов РФ (в том числе на основании личного заявления об отставке).

Очевидно, что подобные действия со стороны региональных органов государственной власти нарушают один из основополагающих принципов избирательного права, закрепленный в преамбуле Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, который заключается в обязательности проведения демократических свободных и периодических выборов. Соблюдение этого принципа находится в прямой зависимости от сроков полномочий выборного должностного лица. Срок полномочий губернаторов составляет четыре года, следовательно, периодичность проведения выборов также должна равняться четырем годам.

Как показала практика, законодательство субъектов РФ оказалось не готово к оптимальному решению данного вопроса и поэтому назрела необходимость в осуществлении законодательного регулирования в этой сфере на федеральном уровне. В этой связи ЦИК РФ подготовила законопроект о внесении изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, который в феврале 2001 г. был направлен Президентом РФ в Государственную Думу. В соответствии с предлагаемыми изменениями в случае отставки высшего должностного лица субъекта РФ в связи с выражением ему недоверия, добровольной отставки, а также отрешения от должности, ему запрещается вновь выдвигать свою кандидатуру на досрочных выборах.

Однако запрет на выдвижение кандидатуры экс-губернатора на досрочных выборах представляет собой ограничение пассивного избирательного права гражданина. В соответствии с установленными статьей 32 Конституции РФ нормами существуют только два возможных основания для ограничения пассивного избирательного права граждан Российской Федерации - это признание судом гражданина недееспособным либо его содержание в местах лишения свободы по приговору суда.

Представляется, что для решения данного вопроса следует использовать более гибкий подход. Необходимо юридическими средствами полностью исключить возможность необоснованной отставки высшего должностного лица субъекта РФ. Для реализации этого предложения в законодательстве возможно закрепление перечня оснований, по которым должностное лицо может досрочно уйти в отставку, причем наличие таких оснований должно быть документально подтверждено.

Требование об обязательности закрепления в законодательстве субъектов РФ указанного перечня оснований должно быть отражено на уровне федерального закона. Что же касается определения конкретных оснований для досрочного прекращения полномочий, то они должны определяться субъектами РФ самостоятельно. Этими основаниями могут служить: состояние здоровья; переход на другую работу; переезд на другое место жительство; иные обстоятельства, предусмотренные законодательством субъектов РФ.

Следующим шагом, который может послужить препятствием для выдвижения кандидатуры “отставника” на досрочных выборах, могло бы стать закрепление в федеральном законодательстве требования о даче им обязательства не баллотироваться на выборах, досрочное назначение которых произошло в связи с его отставкой. Данное обязательство может отражаться в заявлении должностного лица о досрочном прекращении полномочий.

Такая корректировка положений действующего законодательства сможет закрыть обнаружившиеся в нем пробелы, позволяющие действующим должностным лицам манипулировать сроками назначения выборов, и при этом не приведет к нарушению норм Конституции Российской Федерации.