формирование законодательной основы проведения выборов в палату представителей парламента союзного государства

В настоящее время развитие Союзного государства сдерживается тем, что не завершено формирование органов, предусмотренных Договором о создании Союзного государства. Вследствие этого невозможно принятие решений, которые относятся к компетенции Союзного государства. Основным препятствием для избрания Палаты Представителей Союзного государства является отсутствие законодательной базы для проведения выборов в данную палату парламента Союзного государства.

В соответствии со статьей 17 Договора о создании Союзного государства формирование органов Союзного государства относится к исключительному ведению Союзного государства. Поэтому после формирования полноценного парламента Союзного государства должен быть принят закон Союзного государства о выборах в Палату Представителей.

Проведение выборов в Палату представителей первого созыва может осуществляться на основе использования временных, переходных процедур, которые будут действовать до того момента, пока парламентом Союзного государства не будет принят указанный закон о выборах депутатов Палаты представителей. Временные процедуры проведения выборов отдельно для России и Беларуси должны быть установлены законодательными актами, принимаемыми соответственно парламентами России и Беларуси. Однако представительность, легитимность избираемой Палаты представителей, равный статус ее депутатов могут быть в полной мере обеспечены лишь при условии, что выборы депутатов как от Беларуси, так и от России будут проводиться на основе общих согласованных принципов, которые сформулированы на базе международно-правовых стандартов.

Эти принципы могли бы быть изложены в декларации (или ином рекомендательном документе), принятой Парламентским Собранием Союза России и Беларуси. В дальнейшем, в случае принятия указанной декларации Парламентским Собранием, национальные законодательные органы России и Беларуси могли бы принять законодательные акты, обеспечивающие проведение выборов депутатов Палаты Представителей на основе общих согласованных принципов.

К этим принципам, в частности, можно отнести следующие:

- добровольность участия граждан в выборах;

- проведение свободных, нефальсифицированных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

- обязанность государства создать гарантии для проведения свободных выборов;

- невмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц в выдвижение кандидатов, предвыборную агитацию, ее финансирование, а также в деятельность избирательных комиссий;

- оказание государственными и муниципальными органами содействия избирательным комиссиям в осуществлении возложенных на них функций;

- обеспечение участия политических партий, движений и иных общественных объединений в формировании избирательных комиссий;

- обеспечение возможности участия общественных объединений в выдвижении кандидатов;

- недопустимость создания необоснованных административных и иных ограничений для выдвижения кандидатов в депутаты, а также участия граждан в голосовании;

- обеспечение независимого, беспристрастного освещения избирательной кампании государственными средствами массовой информации;

- возможность создания кандидатами собственных избирательных фондов и самостоятельного распоряжения ими;

- обеспечение возможности участия в голосовании граждан Республики Беларусь, постоянно или преимущественно проживающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Республики Беларусь;

- обеспечение гарантий открытости избирательного процесса и общественного контроля за правильностью голосования, определением результатов выборов.

На основе указанных принципов возможно осуществление минимально необходимого сближения избирательного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь. При этом в законе о выборах депутатов Палаты Представителей от России необходимо избежать недостатков действующего избирательного законодательства Российской Федерации, обнаружившихся в ходе выборов 1999 и 2000 годов. Этот закон ни в коем случае не должен тиражировать внутренние противоречия действующих законов, их ошибочные и неточные формулировки, излишнюю детализацию избирательных процедур, отсутствие санкций за некоторые виды нарушений законов или их чрезмерность, расплывчатость некоторых полномочий избирательных комиссий, позволившую им решать по своему усмотрению многие важные вопросы. Данный закон должен быть действительно новым для избирательной практики России.