электоральная география: стабильность и обновление

Парламентские выборы 1999 г. в основном подтвердили особенности электоральной карты России, сложившиеся на протяжении 10 лет альтернативных выборов. Их можно описать с помощью нескольких расколов.

1. Север - Юг . Сохранился раскол между северными и восточными районами страны с одной стороны и южными с другой. Аграрные регионы Юга России, Черноземье, русский Северный Кавказ, южно-сибирское село вновь оказали поддержку КПРФ и позволили коммунистам выйти на первое место по результатам голосования. Север, Сибирь и Дальний Восток вновь продемонстрировали свою некоммунистическую ориентацию, отдав предпочтение Медведю как новой партии власти и сохранив достаточно высокие показатели голосования за В.Жириновского.

2. Столица - провинция . С появлением на политической сцене ОВР этот раскол стал еще более зримым, чем прежде. Не сумев стать движением всей России , ОВР превратился в чисто столичное образование, не провалившееся на выборах только за счет Москвы. Центр и провинция продемонстрировали полярное отношение к фигуре московского мэра и его блока. На массовое голосование за ОВР в Москве провинция ответила не менее массовым голосованием за Медведя и КПРФ. Другими словами, произошло столкновение провинциально-периферийного Медведя и столично-республиканского ОВР. Причем за счет укрепления ОВР в столице произошло вытеснение СПС и Яблока в провинцию. В результате наблюдался существенный рост популярности либералов в провинциальных центрах, сохранялся или расширялся и провинциальный электорат Яблока , например, в Западной Сибири.

3. Город - село . Доминирование левых и государственно-патриотических настроений на селе сохранилось. В целом село, как и прежде, осталось за коммунистами, в то время как электоральная база СПС и Яблока оказалась сконцентрирована в крупных городах. Блок ОВР в русских регионах также оказался городским . Ситуация с разыгрывавшим патриотическую карту Медведем оказалась сложнее, поскольку наметилась его экспансия на село, где в ряде регионов этот блок успешно конкурировал с коммунистами.

Также выборы продемонстрировали усиление влияния административного фактора. Эта особенность легко объясняется укреплением губернаторских партий власти после введения повсеместной выборности региональных лидеров. Степень контроля за электоральным процессом безусловно стала более высокой. Это ясно следует из доказанной выше зависимости региональных результатов основных блоков от позиции местных властей (за небольшими исключениями). Руководители республик сделали поддерживаемым ими блокам куда больший процент голосов, чем Нашему дому в 1995 г. Среди лидеров, лучше других контролирующих электоральную ситуацию, вновь выделились М. Шаймиев, М. Рахимов, Р. Аушев, Ш. Ооржак и Н. Меркушкин. Из губернаторов следует отметить высокую степень контроля за ситуацией, которую продемонстрировали А. Тулеев, Н. Кондратенко, К. Титов и А. Назаров. Действие административного фактора во многом предопределило заметно усилившуюся поляризацию российских регионов, о которой свидетельствует огромный разброс показателей голосования за ОВР, Единство и КПРФ между регионами. Выборы доказали, что российские губернаторы и тем более президенты республик обладают мощными ресурсами влияния на электорат, которые складываются из личного авторитета, контроля за информационным полем, выстроенной властной вертикали и воздействия на деловую элиту. Кстати, поддержавшие ОВР президенты республик продемонстрировали столичной элите не столько свою поддержку Е. Примакова и Ю. Лужкова, сколько уровень контроля за электоральной ситуацией. Результат парламентских выборов 1999 г. позволяет анализировать возможные тенденции на президентских выборах 2000 г. Результат ОВР показал слабость позиций группы Ю. Лужкова в российской провинции. Но если это не является сюрпризом, то другой факт заслуживает особого внимания: голосование за ОВР в регионах показало отсутствие ядерного электората у Е. Примакова, что наряду со слабой поддержкой региональной элиты делает весьма слабыми его стартовые позиции в президентской гонке. Одновременно следует отметить дальнейшее закрепление основной части национально-патриотического электората в сфере влияния партии власти . Эта тенденция означает дальнейшее сокращение возможностей Г. Зюганова для консолидации электората государственно-патриотической ориентации и дальнейшее сужение его электоральной базы при отсутствии серьезных возможностей ее расширения во втором туре. Одновременно она позволяет потенциальному кандидату партии власти , например, В. Путину при сохранении существующей парадигмы политического развития претендовать на успех за счет консолидации лояльных власти групп либерального, национально-патриотического и центристского электората. Однако развал тактической коалиции под Путина в сочетании с выдвижением новых фигур в качестве кандидатов в президенты легко может привести к развалу электората партии власти в его непрочной новой конфигурации.

III. После выборов: перспективы третьей Думы

Избранная 19 декабря Дума, по мнению практически всех экспертов, будет более правой и более проправительственной, чем ее предшественница. Рассуждения о проправительственном или оппозиционном большинстве в Думе носят во многом абстрактный характер. Многополюсный, фрагментированный парламент в президентской республике тяготеет к спонтанным коалициям, управляется лидерами фракций и чаще проявляет корпоративное , чем политическое лицо. Однако в начальный период работы новой Думы следует ожидать вспышки политической борьбы, в которой противостояние по линии правительство - оппозиция станет главной интригой. На то есть по меньшей мере две причины:

- раздел власти в Думе - проблема политическая. Если места председателей комитетов и других постов (например, в аппарате) возможно решать полюбовным согласием всех фракций, то выборы спикера предполагают поляризацию Думы, выстраивание коалиции вокруг своего кандидата в спикеры;

- на протяжении начального периода вся работа Думы будет проходить под знаком разворачивающейся президентской кампании. Соответственно, в это время партия власти будет стремиться минимизировать конкуренцию со своим кандидатом, что на думской площадке потребует продолжения давления на ОВР, подталкивания его к расколам. КПРФ, Яблоко и ЛДПР будут стремиться использовать пребывание в Думе для максимизации ресурсов своих лидеров-кандидатов в президенты.

Главным игроком на первом этапе станет фракция Единства (разумеется, вместе с ее покровителями в Кремле и Белом доме). Теоретически возможны две линии поведения проправительственной фракции. Первая из них - конфронтационная, т.е. попытка монополизировать раздел всех думских постов минимально достаточной коалицией Единства и его союзников. Вторая линия - обычное для Думы пакетное соглашение .

На сегодняшний день с птичьего полета заметны три ядра в Думе - откровенно проправительственное, откровенно оппозиционное и промежуточное , состоящее из трех неправительственных фракций, которые могут поддерживать правительство в рамках спонтанных коалиций.