Конституция 1993 года предоставляет федеральному центру совсем немного возможностей реагировать на ситуации, когда органы государственной власти субъектов Федерации принимают правовые акты, противоречащие федеральной Конституции и федеральному законодательству.
В статье 72, ч. 1, п. а) Конституции “обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам” относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Статья 76, п. 5 Конституции устанавливает, что в случае наличия противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статья 85 Конституции устанавливает конкретные механизмы разрешения противоречий между федеральным центром и регионами. В части 1 этой статьи Президенту дается право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать дело в соответствующий суд. В части 2 этой же статьи Президенту предоставляется право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции страны и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Статья 125, ч. 2, п. б) наделяет Конституционный Суд РФ обязанностью разрешать дела о соответствии Конституции РФ конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения органов власти центра и регионов. КС РФ также разрешает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов (ст. 125, ч. 3, п. б). При этом часть 6 статьи 125 устанавливает, что акты или отдельные их положения, признанные КС РФ неконституционными, утрачивают силу.
Вот, собственно и все, что можно найти в Конституции по поводу возможностей федерального центра бороться с неправомерной законодательной практикой органов власти субъектов Федерации.
Как видим, Конституция подходит чрезвычайно мягко к подобного рода ситуациям и отдает предпочтение согласительным процедурам. Конечной же инстанцией во всех случаях остается суд. Президент не имеет права отмены правовых актов субъектов Федерации. Он может только приостанавливать акты исполнительных органов власти, да и то на время - до решения суда.
Если и можно в какой-то степени усматривать в действующей Конституции институт “федерального вмешательства”, то вполне очевиден его чрезвычайно ограниченный и “мягкий”, можно даже сказать - увещевательный характер.