дает ли конституция россии возможность для “федерального вмешательства”?

Конституция 1993 года предоставляет федеральному центру совсем немного возможностей реагировать на ситуации, когда органы государственной власти субъектов Федерации принимают правовые акты, противоречащие федеральной Конституции и федеральному законодательству.

В статье 72, ч. 1, п. а) Конституции “обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам” относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 76, п. 5 Конституции устанавливает, что в случае наличия противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Статья 85 Конституции устанавливает конкретные механизмы разрешения противоречий между федеральным центром и регионами. В части 1 этой статьи Президенту дается право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать дело в соответствующий суд. В части 2 этой же статьи Президенту предоставляется право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции страны и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Статья 125, ч. 2, п. б) наделяет Конституционный Суд РФ обязанностью разрешать дела о соответствии Конституции РФ конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения органов власти центра и регионов. КС РФ также разрешает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов (ст. 125, ч. 3, п. б). При этом часть 6 статьи 125 устанавливает, что акты или отдельные их положения, признанные КС РФ неконституционными, утрачивают силу.

Вот, собственно и все, что можно найти в Конституции по поводу возможностей федерального центра бороться с неправомерной законодательной практикой органов власти субъектов Федерации.

Как видим, Конституция подходит чрезвычайно мягко к подобного рода ситуациям и отдает предпочтение согласительным процедурам. Конечной же инстанцией во всех случаях остается суд. Президент не имеет права отмены правовых актов субъектов Федерации. Он может только приостанавливать акты исполнительных органов власти, да и то на время - до решения суда.

Если и можно в какой-то степени усматривать в действующей Конституции институт “федерального вмешательства”, то вполне очевиден его чрезвычайно ограниченный и “мягкий”, можно даже сказать - увещевательный характер.